Руна Эйвас
О значении этой руны разные авторы тоже спорят. Фонетически она обозначает звук, средний между "e" и "i", и в рунических надписях используется редко, так как без этого звука чаще всего легко можно было обойтись.
Англосаксонская рунная песнь упоминает здесь тис, дерево, почитавшееся как хранилище огня, а также, если принять во внимание позднейший стих, добавленный к основному тексту (где эта руна называется Юр), то и тисовый лук; гибкая древесина тиса издревле ценилась лучниками. Впрочем, значок руны, приводимый в этом дополнительном стихе, скорее всего, представляет собой позднейший вариант "руны с точкой" . Кроме того, там есть еще и руна Кальк ("кубок"), совпадающая с младшей руной "yr".
Лук как боевое оружие был не в чести у германцев; его использовали большей частью на охоте, и лишь в позднейшие времена - в битве. Лук позволяет держать противника на дистанции и убивать из засады, не затрачивая лишних усилий. Сила и отвага бойца отступают здесь на задний план, т.к. не они решают исход битвы, - главными становятся хитрость и находчивость. В мифологии у нас есть три божества, ходящие с луком: великанша Скади ("Тень, Темная"), пользующаяся луком только на охоте, темный зимний бог Улль, однажды восставший против самого Одина и изгнанный за это в холодные области Севера, а также слепой Хёд (Hotherus), тот самый, который пустил из своего лука ветку омелы в спину светлого бога Бальдра. По преданию, выстрелил он как раз в середине лета; поэтому и данная руна соответствует середине лета. Хёд является аналогом греческого бога подземного царства Гадеса.
Пользоваться луком как оружием дозволялось лишь женщинам, чтобы отвадить слишком дерзких мужчин-воинов. Готские воительницы-амазонки почитали Фрейю (Диану), богиню, тоже изображаемую с луком, поэтому и сами они ходили с этим оружием. В мифологии лук этих богинь часто символизирует серп.
Еще одна связь бога-лучника Улля с тисом обнаруживается в имени его небесных покоев: Идалир, "Тисовые долины". Тис остается зеленым и зимой, что очень хорошо подходит к образу зимнего бога.
У германцев и кельтов тис играл важную роль как тотем и как дерево мертвых, - возможно, в силу своей ядовитости (его применяли как средство предотвращения родов) и темной окраски. Тис испускает аромат, воздействующий на тех, кто спит рядом с ним. Его нередко сажали на кладбищах, чтобы отогнать демонов. Ветки тиса помещали перед норами гномов и злых эльфов, чтобы отпугнуть их. В первое воскресенье после майского празднества ветки тиса расставляли в подвалах, кухнях, хлевах и других хозяйственных помещениях, чтобы обеспечить защиту от ведьм и гномов. В Шпессарте говаривали:
- Vor den Eiben kann kein Zauber bleiben.
- Тиса и ведьма боисса.
Кусочек тисового дерева, носимый прямо на теле, защищает от ведьминского воздействия. От бешенства рекомендуется съесть бутерброд с написанными на нем рунами, посыпанный опилками тиса.
Тисовые дощечки очень часто использовались для вырезания рун. В качестве примера можно привести заклинание против демона бури Опхейма, вырезанное на куске тиса ок. VIII в. из Вестерэмдена:
A: "aphAmu gistAd(d)aAmluþ: (i)wim ast Ah pukn
B: iwi asust dukale" (= 41)
Строка "А" в оригинале записана справа налево. "Против Опхейма (= нем. Oberheim) вышел Амлет (Гамлет, др.-норд. Aml-oði, одно из имен Одина). Пред его тисом прибой отступил; пред этим тисом улегся прибои'. Концы дощечки с надписью обожжены; вероятно, их использовали на корабле в качестве курительных палочек, чтобы ароматом тиса отпугнуть великанов бури. Потом их, видимо, бросали в море.
Аналогичное заклинание имеется в фарерской повести об Альвюре конунге (Alvur kongur), где говорится:
"Аслак, стоя у себя в саду, насылает на альвов колдовство. Юстин бросает рунный посох в воду и обретает власть над нею, чтобы ветер улегся".
В утраченной Саге о Рейнальде, сохранившейся лишь в отрывках, главную героиню, Розу, мать Рейнальда продает заезжему купцу. Роза же вызывает бурю, вырезав магические руны на борту увозящего ее судна".
В рунных песнях описываются главным образом тис и тисовый лук, в Эдде же Один использует эту руну, чтобы привлечь любовь девушки: он изменяет ее душевный настрой. Таким образом, руна означает некое подспудное действие, скорее всего, враждебное и коварное, хитрость, как у затаившегося стрелка из лука. Именно в этом смысле, то есть не выходя за рамки значения руны, Один и пользуется ею: он не признается в том, что хочет привлечь девушку, не открывает своих истинных намерений, а пускается на хитрость. В другом месте, в Хавамале (91 и далее), он сам говорит:
91 Откровенно скажу, ибо знаю обоих, -
Жену муж всегда обольстит;
Красная речь скроет мысли дурные,
Тут и разумница не устоит.
92 Льсти, не стесняясь, подарки готовь,
Коль хочешь добиться любви,
Девы красу неземную хвали -
И станет она твоей.
О колдовстве, которым Один завоевывает расположение девушек, напоминает и сцена покорения им великанши Ринды при помощи дощечки с рунами. Индогерманским словом, обозначающим тис (нем. Eibe), является "*ei", "красноватый", - видимо, из-за его ягод. Его связь с огнем, на которую указывают Норвежская и Англосаксонская рунная песни, также может объясняться их красноватой окраской. Впрочем, луками пользовались и для того, чтобы ворошить угли в костре.
Такие толкования, как "блуждать" или "женщина", не выдерживают критики, потому что индогерманские корни здесь другие (блуждать, нем., irren: от "*er(e)s" = "двигаться", женщина, нем. Weib: от "*uei" = "сгибать, сворачивать, вертеть, обматывать, покрывать"). Усматривать в тисе символ мирового древа также неверно, т.к. в мифологии он олицетворяет скорее темное древо мертвых.
Древнюю руну "ё" вырезали очень редко, а позже ее использовали вообще только в заклинаниях. Руна "z" приобрела звучание конечного "R". Когда упростилась и древняя руна "m", приняв форму , руну конечного "R" стали изображать как . Начиная примерно с 1100 года эти руны стали использовать и для обозначения звуков у, u, i, ё, æ, перенеся на них и древнее имя руны Эйвас. Так появилась новая руна "yr" (нордич. yr = тис). Ее по-местили в конце младшего футарка, раз уж она обозначает "R" конечный. Промежуточная форма этой руны представлена в Исландской рунной песни.
Прообраз руны Эйвас тоже пока не найден; возможно, им было упрощенное изображение лука.
Аллитерационные понятия: Eibe, Eibenbogen, Einsturz, einfallen, Uberfall, Uberraschungsangriff, Ubel.