Руна Эвас
В младшем руническом ряду руны Эвас нет. Звук "е" стал передаваться руной "А", произношение которой переменилось с "æ" на "e".
Руна Эвас обозначает лошадь, коня, "eh" или "equus", индогерм. "*ekuo-s", англс, "eoh", др.-сакс. "ehu", готск. "aihva". В немецком есть понятие "Ech" или "Enter", означающее двухгодовалую лошадь. Предположительно с корнем "ehwaz" связано и слово "Ross" ("конь", др.-в.-нем. hros) через реконструированную форму "*ehursa".
Рис. 29. Слева: наскальный рисунок на горе Магдалины: справа: изображения лошадей в Швеции.
На рис. 29 показан возможный прообраз этой руны, лошадь, стоящая как бы на санных полозьях с наскального рисунка на горе Магдалины в Каринтии. Рядом рисунки лошадей эпохи бронзы из Танумсхеде, Швеция; изображение лошади есть и на камне из Химмельстадлунна.
На лошади ездили многие божества; она символизирует божественную силу. Так, мы знаем двух коней, везущих солнечную колесницу, Арвака и Асвида ("Рановстающий" и "Всебыстрейший"), причем имя первого коня напоминает одно из имен Одина, "Вак" (Речи Гримнира, 54). Ваком зовут коня и в Речах Альвина (Alsvinnzmal или Kalfsvisa); имя другого солнечного коня связано с именем Одина: Sviðrir, Sviðurr или Sviðuðr. В мифе Один ездит на восьминогом коне по имени Слейпнир ("Скользящий"), в котором усматривают как бы сдвоенный образ солнечных коней. Обычно его считают символом бури.
Самого Одина по его коню называют также: Ялк ("Мерин") и Хросхарсграни (Грани-с-Лошадиной-Гривой"). Это имя продолжает жить, в частности, в сказке "Король-Дроздобород" (Drosselbart - собственно, "Конебород", Rosselbart). Сама сказка, кстати, есть не что иное как пересказ древнего мифа об Одине, - того, где он покоряет Ринду. Говорящие лошади фигурируют и во многих других сказках как носители воли богов.
У бога Дага ("День") есть конь Скинфакси ("Яркогривый"), Ночь ездит на коне Хримфакси ("Инеегривый"), бот Хеймдалль скачет на коне по имени Гулльтопп ("Златокосый"). В Речах Гримнира, 30, перечисляются кони богов:
30 Гюллир и Глад, Глейр и Скейдбримир,
Синир и Сильвринтопп,
Фальхофнир, Гисль, Гулльтопп и Леттфети -
Те кони носят асов на суд,
Что вершится под сенью
Ясеня Игтдрасиль.
(Имена коней переводятся так: Золотистый, Веселый, Светящийся, Фыркающий-на-Бегу, Жилистый, Серебристая Холка, Сияющий, Волосатокопытый, Златокосый и Легконогий). Наряду с богами на лошадях ездят и валькирии.
Тацит в "Германии" рассказывает о гадании, причем не только по рунам, по голосам и полету птиц, но и по ржанию и фырканью священных лошадей. Далее он пишет:
"Последние (т.е. жрецы) себя считают служителями богов, лошадей же этих посвященными в их тайны".
По этой причине герои в мифах часто разговаривают со своими конями или спрашивают у них совета, как например во Второй песни о Гудрун, стих 5:
5 С Грани пошла я беседовать, плача,
Стала расспрашивать, слезы роняя;
Грани понурил голову низко –
Знал о беде он: не стало хозяина.
А в Песни о Вёлунде, 33, конем клянутся:
33 Сперва поклянись мне клятвами всеми,
Меча острием и бортами ладьи,
Краем щита и плечом коня.
В Речах Сигрдривы, 17, руны украшают "грудь коня Грани", точно так же, как ухо Арвака, копыто Асвида и зубы Слейпнира (Речи Сигрдривы, 15).
Венды, потомки древних вандалов, держали в своем святилище Арконе ("Царь Орлов" или "Царь Урожая") священного белого коня, которого в честь бога Свантовита (от лат. sanctus, святой, и нордич. vit, "знание, ум, разум") обводили под седлом вокруг свя-тилища. С его помощью и гадали, трижды выкладывая на его пути скрещенные копья: если конь переступит через них сначала левой ногой, это считалось хорошей приметой; копье - тоже атрибут Одина. Белому коню Одина противостоит черный конь вендской богини Триглавы (греч. Tricephalos, "Трехглавая", прозвище Гекаты; таким образом, Триглава соответствует богине Фригге). Один из ее храмов находился на центральном холме города Шецина, где ее черный конь также служил для гадания, ударяя копытом в пользу или против военного похода.
В Саге о Храфнкеле, годи Фрейра, и в Vatnsdoela saga, гл. 34, упоминается посвященный богу Фрейру конь серой масти по имени Фрейфакси (Грива Фрейра"); в Sturlu saga, 7, - конь по имени Мани, то есть "Посвященный луне".
В германских народных поверьях на белых лошадях ездят добрые духи, на черных - злые; вера в то, что невидимый дух или божество могут оседлать любую лошадь, сохранилась до наших дней. В средние века лошадей сопоставляли по мастям со стихиями и темпераментами. Самым лучшим в этом плане считался "темно-серый в яблоках жеребец"; недаром конь Фрейфакси тоже был серой масти.
Конь олицетворял божественную помощь, действенное проявление самих богов на материальном уровне.
Эта руна означает лошадь, движение, а также отзывчивость и партнерство.
Некоторые связывали ее и с такими понятиями, как Ehe (брак) и Ewart (помощник жреца). Начальное "Е" восходит к выражениям: "seit eh, seit ewigen Zeiten", таким образом брак должен означать союз по древнейшему закону, а эварт - жреца, провозглашающего этот закон (ср. Esago, законоговоритель). Однако на самом деле эти понятия не имеют к данной руне никакого отношения.
Аллитерационные понятия: Ech, Enter (= лошадь), Entfernung, eilen, Erkenntnis, Entscheidung, Erganzung, Unterstutzung, Unterhalt.