ТАВЕРНА МАГОВ.
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Добро пожаловать в Таверну магов! На пути каждого, кто изучает магию и занят саморазвитием, есть такое место, куда можно зайти после долгих скитаний и отдохнуть.
 
ФорумФорум  СобытияСобытия  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера

Перейти вниз 
АвторСообщение
Мелисса
ADMIN
ADMIN
Мелисса


Сообщения : 4629
Очки : 12301
Репутация : 12
Дата регистрации : 2017-11-12
Откуда : Из мира сего

РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Empty
СообщениеТема: РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера   РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера EmptyСб Ноя 18, 2017 8:27 pm

РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Hqdefa40

Руна Хагла

Эта руна образовалась из древнего значка, изображавшего лестницу (похожую на букву "Н"), сначала приобретя ту форму, которая приводится в Англосаксонской рунной песни, а потом превратившись в крестик, обозначающий град в нордическом футарке. Знак был сокращен до вертикальной линии, перечернутой сначала двумя, а потом и одной косой (позже простой) горизонтальной линией. В позднейшую эпоху его форма вновь была приближена к понятию "град", так что получилась звездочка-снежинка.



Рис. 18. Слева: янтарные подвески из Дании: справа: урна из Валътерниенбурга.РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера 1810


Прообразом послужили дождь и град, падающие с небес на землю. Этот знак тоже необходимо повернуть на 90 градусов, чтобы узнать в нем руну. Первоначально у руны была не одна и даже не две косые черты, а больше. Как уже говорилось, это было изображение лестницы, в эпоху каменного века часто использовавшееся в искусстве для обозначения понятия "дождь". Слева на рисунке изображены янтарные подвески из Дании (анкило-литориновый период), справа – урна из Вальтерниенбурга, округ Йерихоу, на которой лестница-хагла украшена символом бога (крестик или v).

В той же древней форме и, судя по всему, с тем же значением эта руна изображена и на урне из Нейбрюккена (рис. 19), найденная в вандальском захоронении периода ок. 270 г. н.э.



Рис. 19. Урна из Нейбрюккена, Силезия. РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера 1910


Здесь изображены руны: "i h hhh h h j hhh bu" (хотя вместо bu иногда читают rr или wr). Очевидно, это просьба к дождю-граду, чтобы год был плодородным (руна j), чтобы на земле (руна u) хорошо произрастали растения (руна b над ней). Лишь руна i кажется здесь не вполне уместной. Если же черточку перед ней считать не знаком начала текста, а частью самой руны, то получится руна 1 (вода). Возможно, что первоначально это была не погребальная урна, а сосуд, предназначавшийся для иных целей. Однако руны Исас и Хагла можно интерпретировать и как магическую защиту, чтобы мертвецы не возвращались; тогда Йера и Берканан-Урус могут символизировать потусторонний мир.

Град считался не только средством изгнания демонов, но и приметой хорошего урожая, как об этом говорится в Песни о Хельги сыне Хьёрварда ("Христос урожая" с нем.). Хельги спрашивает великаншу о валькириях:
27 "Слушай, Хримгерд, возмещу твое горе,
Если князю поведаешь:
Одна ли валькирия флот охраняла
Иль много их было?"
28 "Три раза девять, но светлая дева
Мчалась пред ними;
Кони дрожали, с грив их спадала
Роса на долины,
Град на леса,
Урожай обещая; претило смотреть мне!"
Имя великанши Хримгерд означает "Пояс Инея", так что она вполне может символизировать Коня Ночи, Хримфакси ("Инеегривый"), роняющего на землю росу.

В этих стихах Эдды град разрушает власть Хримгерд, великанши-зимы, то есть изгоняет демона. Только таким образом земля может вновь обрести свободу, чтобы на ней могли произрастать растения.

Руна Хагла открывает второй атт алфавита, посвященный боту дождя и грозы Тору-Донару. Во всех рунных песнях эта руна обозначает град или дождь; Один использует её, чтобы защитить дом от пожара, ибо град и дождь, разумеется, тушат огонь. "Дом" же, о котором говорит Один, есть не что иное как Гимле, неподвластный огню дворец, который уцелеет после Рагнарёка. Тор защищает его от огненных великанов, раздуваю-щих мировой пожар. Но Тор связан и со стихией воды, что очень хорошо выражено в том стихе Речей Гримнира, где Один объясняет, почему Тор не идет по огненному радужному мосту, а переходит вброд реки:
28 Кёрмт (Защищающую) и Эрмт (Копью Посвященную)
И Керлауг (Купальни) обе
Тор вброд переходит
В те дни, когда асы вершат правосудье
У ясеня Иггдрасиль;
В ту пору священные воды кипят,
Пламенеет мост асов.
Вообще Тор в мифах часто переходит вброд реки или даже моря (Песни о Гейрроде, о Хюмире и др.). Поэтому и Св. Христофор, переносящий младенца-Христа через реку (по преданию, святой был девяти локтей ростом и ходил с посохом), стал иногда замещать Тора. К святому стали обращаться за помощью и защитой в пути, как прежде обращались к Эко-Тору (Тору Дорог, от "ака" = ехать в повозке, ср. с именем финского бога-громовержца Укко). Еще одним его заместителем стал Св. Петр, который, как известно, был рыбаком. Оба праздника (Христофор 25 июля, Оковы Петра 1 августа) заместили собой древний праздник в честь Тора, День уборки льна, называвшийся также Днем града.

В Исландской рунной песни эту руну называют змеиной маятой, как бы вспоминая о змее Мидгарда, лежащем в море и окружающем все и вся, с которым Тор в мифах встречается трижды и в конце концов убивает его. В мифах о природе он символизирует воду, ниспосылаемую из облаков богом дождя. В космическом плане это - враждебная богам вселенная.

Имя Хагла или Хагалас происходит от индогермайского понятия "*kaghlos", "маленький круглый камень" или "камешек", употреблявшегося В значении "камнепад, разрушение".

Даже в наши дни понятие "побитый камнями" употребляется в переносном смысле как "разбитый" (ср. англ. stoned), а понятие "насылать град" вплоть до XVII века служило вполне официальным обвинением против злых ведьм.

В рунической магии и в надписях руна Хагла используется и в связи с несчастьем, наряду с рунами Торн и Исас - ведь Тор своим молотом усмиряет злых духов, великанов, троллей и демонов. На рис 20 показана Везерская кость, рукоять кинжала с вырезанными на ней рунами, относящася к IV или V веку:

"han | latam ' hari | kunni' [w]e || hagal (=24)



Рис. 20. Везерская кость.РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера W2410


"Пусть войско отступит, (с) болью (и) градом побитое". На другой стороне изображен бог, копьем поражающий быка. Имеются еще две Везерских кости с надписями: "lokom : her" и "ulu : hari | dede", "Взглянем сюда" и "Улль-Хари сделал (это)". Хари = прозвище Одина. С учетом рисунков эти надписи можно идентифицировать как заклинание на уничтожение врагов (римлян).

Полностью слово "град" выписано на древке копья, найденном в Крагехульских болотах на о-ве Фюн; оно относится к периоду около 530 г. (см. рис. 21). Текст, в котором много биндрун, звучит так: ek erilaz ausgisalas mu ha haite ga ga ga ginunga helija hagala wiju bi g(aiza)" - "Я эрул Асугисла (Потомка Асов), Муха имя мое. Дающие Боги, Дающие Боги, Дающие Боги. Ослепляющему градобитию (погибели) посвящаю я это копье".

В жертвенном болоте под Торсбьергом (Шлезвиг) была найдена железная бляха от щита, под которой, т.е. между бляхой и щитом, была невидимая снаружи надпись, относящаяся к III веку: aisgz h (= 6). Логически достроив надпись, исследователи получили: "ais(i)g(a)z h(agal)" - "Неистовый Град", - возможно, имя воина или оружия, в другом варианте получилось "ais(a)g(ai)z(ai)h(aila)" - "Неуязвимый для Боевого Копья". Мы с вами можем вспомнить в этой связи об обычае перед началом битвы бросать копье во вражеское войско, чтобы посвятить его богу Одину (ср. с 60). В песне Hloðsqviða (Hervarar saga ok Heiðreks konungs) тоже идет речь о таком броске:
28 Я предлагаю вам биться среди холмов Яссара,
Там, где сходятся Дильгио и Дунхейди.
Пусть Один вселит в вас страх
И направит мое копье туда, куда я пожелаю.
А в саге Eyrbyggja, гл. 44, говорится:
"Когда же отряд Снорри взобрался на холм, Стейнтор по обычаю язычников метнул копье в людей Снорри, и копье нашло жертву. Map Халльвардссон, родич Снорри, угодил под него и сразу стал негоден для битвы".



Рис. 21. Древко копья из Крагехульских болотРУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ  Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера 2110


Крагехульское древко, тоже, очевидно, принадлежало копью, которое должно было насылать на врага "градобитие", а такие украшенные рунами щиты, как найденный в Торсбьергском болоте, служили защитой от магических копий и других метательных снарядов.

Вот еще две надписи с руной "h":
Камень, найденный под Хугленом, Зюдхердаланд, Норвегия, ок. 400 г.: "eh gudija ungandiz i h" (= 18) - "я, годи, искусный в колдовстве, насылаю лед и град.
Камешек из Кинневеда, запад Готланда, Швеция, VII в.: "siz alu h" (= 7) - "оборони от градобития".

Град также - один из символов битвы. В Младшей Эдде (Язык поэзии, 48-49) говорится: "Метательные снаряды обычно называют градом, снегопадом или дождем... Щит - это "страна оружия", а если продолжать образы (т.е. уточнять или дополнять кеннинги), то оружие называют "градом" или "дождем" этой страны".

Первичное буквальное значение этой руны "дождь, град" сменилось переносным - "разрушительным градобитием", хоть град и полезен для плодородия земли. В эзотерическом смысле она, таким образом, означает разрушение, уничтожение, крушение планов, внезапное несчастье, насилие, но в то же время она - руна Тора. Для защиты от удара молнии и от пожара ее позже стали наносить на стены дома или воспроизводить формой фахверковых балок.

О том, что в младшем футарке эта руна в силу ее сходства с монограммой Христа нередко переосмысливалась как Его знак, свидетельствует соответствующий стих Норвежской рунной песни.

Поэтому и при составлении надписей эту руну следует считать позитивной, поскольку она - символ бога-громовержца; однако если переборщить с этой силой, то вся надпись может стать слишком агрессивной, резкой, а в самых крайних случаях и оказывать разрушительное воздействие на других. Таким образом, направленность действия этой руны, позитивная и негативная, зависит только от нас.

Эзотерики часто неправильно считают эту руну "все-оберегом" (Hege-All). Действительно, первая часть ее имени, "hag-", в значении беречь, оберегать (нем. hegen) восходит к индогерманскому "*kagh" (плетень, ограда), а вторая, "-al", к индогерманскому "*alno-s" (расширенный, всеобъемлющий, целостный". Однако немецкое слово "Аll" приобрело значение "вселенная" лишь в XVII веке, а слово "Weltall" появилось лишь в XVIII в.

Упоминаемый в Первой песни о Хельги убийце Хундинга воспитатель юного витязя по имени Хагалль (''Искусный, Осторожный") к этой руне отношения не имеет.

Аллитерационные понятия: Hagel, hacken, Harm, hauen, Hader, Hass, herb, harsch, heftig, Haft, hart, Hemmung, Hammergott, Hlori?i (прозвище Тора).
Вернуться к началу Перейти вниз
 
РУНЫ Старший футарк (классические) ХАГАЛАЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» РУНЫ Старший футарк (классические) ИСА Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
» РУНЫ Старший футарк (классические) ТЕЙВАЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
» РУНЫ Старший футарк (классические) ЭВАЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
»  РУНЫ Старший футарк (классические) ГЕБО Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
» РУНЫ Старший футарк (классические) НАУТИЗ Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ТАВЕРНА МАГОВ. :: РУНИЧЕСКАЯ МАГИЯ. :: РУНЫ-ТЕОРИЯ: :: Старший футарк: :: Магические значения рун-
Перейти: