Секретные ставы исландских ведьм
Перевод статьи «Secret Staves of the Icelandic Witches» (Pollyanna Jones)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](По часовой стрелке сверху слева) 1.Draumstafir - заставить думать о неисполненных желаниях, 2.Svefnthorn - оставить под чьей-то подушкой, чтобы заставить уснуть, 3. Óttastafur - вселять страх во врага, 4. Lukkustafir - невезение и вред кому угодно
(По часовой стрелке сверху слева) 1.Draumstafir - заставить думать о неисполненных желаниях, 2.Svefnthorn - оставить под чьей-то подушкой, чтобы заставить уснуть, 3. Óttastafur - вселять страх во врага, 4. Lukkustafir - невезение и вред кому угодно
Гримуары и секретные книги заклинаний всегда обладали способностью разжечь воображение. У любого, от викторианских оккультистов до поклонников Гарри Поттера, пыльный том, наполненный странными символами, является редким и чудесным открытием. Недавно была опубликована серия находок из Исландии, в которых представлено много ставов, которые в настоящее время хорошо известны любителям скандинавских знаний. Но действительно ли они викинги? И что эти книги говорят нам о людях, которые их написали?
Исландское колдовство
Чтобы понять исландские ставы, нам нужно взглянуть на их использование в исландском обществе.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Galdrakver, переводится как «маленькая магическая книга» и датируется 1670 годом
Galdrakver, переводится как «маленькая магическая книга» и датируется 1670 годом
Большинство символов и заклинаний, по-видимому, предназначены для решения простых жизненных проблем - от поимки вора до свержения врага. Одни помогают лечить скот, в то время как другие воздействуют как проклятие чужих животных. Мы также видим заклинания, помогающие сохранить пищу и эль, ставы, чтобы благословить владельца силой или смелостью, или символы, помогающие ловить рыбу или предотвращать смерть от утопления.
Они рисуют картину жизни в Исландии 17-го века. Долгая темная зима, мало пахотных земель для посева и ледяные моря — жизнь здесь была неумолимой. Удача, казалось, сыграла свою роль в обществе и жители сделали бы все возможное, чтобы повлиять на их состояние. Во времена голода соседи будут воровать друг у друга, а споры часто заканчиваются насилием. Репутация и способность запугивать, по-видимому, были важным фактором выживания и многие ставы были созданы, чтобы позволить оператору сделать это или отбросить негатив на предполагаемого злоумышленника. Это было очень суеверное время.
Колдовство использовалось некоторыми тайно как «народное средство» для конкретной ситуации, в то время как другие практиковали магию более открыто, иногда взимая плату за свои услуги. Используя эти магические ставы, человек почувствовал, что они способны контролировать и влиять на свое положение без прямой конфронтации.
Происхождение ставов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Данный став называется "Ægishjálmur" или «Шлем ужаса / благоговения», взят из Гальдраквера
Данный став называется "Ægishjálmur" или «Шлем ужаса / благоговения», взят из Гальдраквера
Трудно определить точную дату, когда были созданы ставы. Самые ранние рукописи датируются 17-м веком, а остальные были немного моложе. Считается, что в этих томах записаны символы и формулы, используемые по всей Исландии по определенной семейной линии или в пределах определенной области. Таким образом, их использование могло быть намного старше, чем сами рукописи.
Ставы нарисованы с использованием скандинавских рун и более поздних средневековых и ренессансных оккультных символов. На них, по крайней мере, повлияли более поздние формы магии, используемые в континентальной Европе. Некоторые даже оказываются под влиянием каббалистических символов. В некоторых областях магии, которые сопровождают определенные ставы, упоминаются древние норвежские боги, такие как Один и Тор, в то время как другие упоминают Соломона и Христа. Система, кажется, представляет собой интересную смесь старых и новых магических верований, подобно тому, как англосаксы смешивали свои практики с христианством в таких обрядах, как Aecerblot, который записан в Книге Эксетера 10-го века. В течение этих переходных периодов Одина все еще привлекали или упоминали, но его роль перешла от роли Всеотца к роли колдуна. Христианский Бог занял место Отца людей на земле, а Древние Боги были вытеснены в те места, куда их призывали только суеверные или «злые маги».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Таблица рун, соответствующая современному алфавиту, найдена в начале рукописи Хульда.
Таблица рун, соответствующая современному алфавиту, найдена в начале рукописи Хульда.
Рукопись Хульда (слева) содержит несколько страниц в начале тома с записанными таблицами рун. Здесь показаны различные стили рун, которые иногда видоизменялись колдуном, что помогает нам распознавать их внешний вид в исландских деревянных амулетах.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Этот лист из рукописи Хульда показывает в верхнем левом углу "Vegvísir". Считается, что значение «знак поста» помогает владельцу пережить непогоду, не сбившись с пути. Став стал довольно популярным в последнее время.
Этот лист из рукописи Хульда показывает в верхнем левом углу "Vegvísir". Считается, что значение «знак поста» помогает владельцу пережить непогоду, не сбившись с пути. Став стал довольно популярным в последнее время.
Казалось бы, многие ставы сделаны из вязи этих рун, которые усиливают эффект символа. Другие став не имеют логической закономерности по своей форме, и, вероятно, были созданы магом методом проб и ошибок на протяжении многих лет.
Судебные процессы над ведьмами
Между 14 и 17 веками на ведьм охотились с рвением, судили и наказывали за их колдовское искусство. Интересно, что, в отличие от материковой Европы, большинство казненных исландских ведьм были мужчинами и наказаны сожжением на костре. Женщины были утоплены.
Как и многие другие примеры истерии и боли, которые достигли своего пика во время таких гонений, обвинения в колдовстве казались мощным инструментом избавления от врагов и улучшения собственной ситуации. Одна из таких историй предполагает маниакальное суеверие или, возможно, личную вендетту против семьи.
В 1656 году в Киркьюболе (ныне Исафьордюр) пастор по имени Йон Магнуссон страдал от плохого здоровья и других несчастий. Он обвинил двух членов своей общины в колдовстве против него. Обвиняемыми были отец и сын по имени Йон Йонссон, которые пели в церковном хоре. После допроса отец признался, что использовал магию против пастора, и у него была магическая книга. Йон Йонссон младший признался, что вызвал болезнь пастора и использовал Fretrúner против девушки. Fretrúner был ставом, который заставлял субъект постоянно пукать. Отнюдь не шутка, она должна была унизить и причинить ужасный дискомфорт в животе. Эти двое были признаны виновными и сожжены на костре. Пастор Йон Магнуссон был награжден всеми владениями Йонссона, но позже обвинил дочь старшего Йона Йонссона (сестра Джона Йонссона младшего) в колдовстве, поскольку его беды все еще продолжались. Тюридур Йонсдоттир предстал перед судом и была признана невиновной. Она подала в суд на пастора и победила. В качестве компенсации она была награждена имуществом пастора [источник].http://www.galdrasyning.is/
Народная магия ушла в подполье и стала скрытой. Существующие записи о ставах, их использовании и других магических практиках исландцев были сделаны судами во время таких судебных процессов. По иронии судьбы, именно этот акт сохранил некоторые из старых обычаев до наших дней. Без записи они были бы просто забыты или умерли бы со своими практикующими.
Продолжая тему с исландскими традициями, уходящими в тень, рукопись «Хульд» буквально означает «Скрытую» рукопись. Люди, практикующие это, также исчезли.
Возрождение в 20-ом веке
Только в прошлом веке стало безопаснее изучать методы народной магии в Европе и Скандинавии. Несмотря на то, что исландские ставы по-прежнему воспринимаются как суеверие и бессмыслица, их популярность возросла, особенно среди американских потомков норвежских поселенцев, а также язычников.
Ставы были предметом книг недавних эзотерических авторов. Эдред Торссон сыграл ключевую роль в повышении осведомленности об этих символах в своем ныне не издающемся «Galdrabok». Другие варианты таких книг включают «Aegishjalmur» Майкла Келли.
Современные варианты исландских ставов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Многие из ставов используются в художественных и декоративных изделиях, в то время как некоторые люди наносят их как татуировки на своих телах. Исландская певица и автор песен Бьорк нанесла татуировку Vegvísir на руку.
Исландские ставы развивались на протяжении веков, и, хотя они, несомненно, включают в себя норвежские руны, их нельзя рассматривать исключительно как культуру «викингов», поскольку на них влияют другие эзотерические практики материковой Европы и других стран.
Хотя многие ставы выглядят как боди-арт, существует много спекуляций и путаницы относительно их подлинного применения. Всем, кто заинтересован в изучении исландских посохов более всесторонне, я настоятельно рекомендую книгу Christopher A. Smith «Icelandic Magic: Aims, tools and techniques of the Icelandic sorcerers».
Перевод hostage